С 1 июля 2021 года вступят в силу масштабные изменения в законодательстве о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, связанные с реализацией реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.
Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
С 1 июля вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регулирующий отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливающий гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Федеральный закон будет определять новые правила осуществления в нашей стране большинства видов государственного и муниципального контроля (надзора).
Главная задача сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и дать контролируемым лицам больше гарантий при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами.
Что касается Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то его положения будут применяться с 1 июля исключительно при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора). С 1 января 2025 г. Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу.
Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
С 1 июля вступит в силу Федеральный закон № 170-ФЗ называют законом-спутником, поскольку настоящим Законом приведены в соответствие с Федеральным законом № 248-ФЗ положения отраслевых федеральных законов о видах контроля.
В частности, Федеральным законом № 170-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс РФ, которым определены виды земельного контроля (надзора).
Из изменений следует, что с 1 июля в Российской Федерации предусматривается такой вид надзора, как федеральный государственный земельный надзор, а это говорит о том, что такой надзор будет осуществляться исключительно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В связи с чем, поставлена точка в разговорах о передачи государственного земельного надзора на региональный уровень.
Федеральный государственный земельный надзор
Предметом федерального государственного земельного надзора являются:
— соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. К объектам земельных отношений относятся: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков;
— соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Объектами федерального государственного земельного надзора являются:
— объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Организация и осуществление федерального государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом РФ.
Организация и осуществление федерального государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия Росреестра при осуществлении федерального государственного земельного надзора
Согласно разработанному и внесенному в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и утверждения проекту Положения о федеральном государственном земельном надзоре, полномочиями по осуществлению такого надзора будут наделены Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор, ФСБ России и их территориальные органы.
В частности, Росреестр и его территориальные органы будут осуществлять федеральный государственный земельный надзор за соблюдением:
— обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
— обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
— обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства в указанных целях в течение установленного срока;
— органами государственной власти и органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
— обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
— исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции.
Вышеуказанные полномочия будут осуществляться Росреестром и его территориальными органами в отношении всех категорий земель.
Следует отметить, что ФСБ России и ее территориальные органы будут осуществлять федеральный государственный земельный надзор в отношении земельных участков, предоставленных подведомственным такому органу организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю Андрей Соломенников:
«В очередной раз хочу напомнить жителям Красноярского края о том, что за земельные правонарушения и за неисполнение предписаний органов государственного земельного надзора об устранении выявленных нарушений предусмотрены серьезные штрафные санкции. Например, за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ) предусмотрены административные штрафы на граждан от 5 тыс. до 100 тыс. рублей, на должностных лиц от 20 тыс. до 300 тыс. рублей, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 100 тыс. до 700 тыс. рублей.
Чтобы не стать нарушителем земельного законодательства, мы рекомендуем оформлять права на земельные участки, использовать их в предоставленных границах и по целевому назначению, не нарушая права других землепользователей».
Материалы подготовлены Управлением Росреестра по Красноярскому краю
Контакты для СМИ:
тел.: (391)2-226-756
е-mail: pressa@r24.rosreestr.ru
«ВКонтакте» http://vk.com/to24.rosreestr
«Instagram»:rosreestr_krsk24